Страница обновлена 29.01.2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 205" города Ярославля

Страница обновлена 29.01.2021
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 205" города Ярославля

Приказ о признании образовательных организаций региональными инновационными площадками

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов городской центр развития образования

Инновационный проект

 «Модель методического сопровождения применения технологии проблемного диалога в аспекте непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС»

на 2015-2017 года

Ярославль, 2015

1. Название межмуниципального проекта
 «Модель методического сопровождения применения технологии проблемного диалога в аспекте непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования  в условиях реализации ФГОС»
2. Руководитель проекта
Бушная О.В.,  директор МОУ ГЦРО
Лаврентьева И.В., зам. директора МОУ ГЦРО
3.  Научный руководитель проекта
Мельникова Е. Л., автор технологии проблемного диалога, лауреат премии Правительства РФ в области образования (за 2008 г.), кандидат психологических наук, доцент, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва).
 
4. Координаторы проекта
Сысуева Л.Ю., методист  ГЦРО
Сидорова Н.В., методист ГЦРО, зам. директора СОШ № 49
Нагорнов И.В., методист ГЦРО
5. Участники проекта
город Ярославль
МОУ ГЦРО
ДОУ №№ 1, 10, 15, 50, 128, 241, 16, 179, 235, 109, 227, 205 НОУ № 49
МОУ специальная коррекционная начальная школа- детский сад № 158
СОШ №№ 29, 49, 62,  ГОУ ЯО СКОШ № 38
Ярославский район
п. Щедрино МДОУ «Светлячок»
п. Кузнечиха МДОУ «Кузнечик»
город Рыбинск
ДОУ № 94, ДОУ № 106, МОУ СОШ № 27

Характеристика проекта

1. Обоснование значимости проекта

Реализация новых стандартов дошкольного и общего образования предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными учреждениями, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, мешающие выполнить данный социальный заказ. Одной из актуальных проблем являются проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

При этом преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребёнка, перехода от детского сада к школе. Непрерывность образования понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов и средств организации воспитания и обучения детей). ФГОС четко определяют цели, задачи и содержания воспитания и обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, являясь при этом преемственными между собой. ФГОС оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Основанием преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование  умения учиться, который должен быть обеспечен формированием системы универсальных учебных действий.

Ключевая идея проекта: необходимо  не разовое «внедрение» современных развивающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а их поэтапная проектная интеграция в образовательный процесс. На примере использования технологии проблемного диалога необходимо реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Реализация проекта  позволит выстроить систему взаимодействия  дошкольных и школьных организаций.          На сегодняшний день  взаимодействие между образовательными организациями осуществляется в рамках договоров о взаимодействии, носит формальный характер, не отвечает образовательным потребностям.    Вновь выстроенная система взаимодействия позволит совершенствовать профессиональные компетентности педагогических кадров образовательных организаций, повысить качество образования в целом.

Таким образом, организация предлагаемого варианта взаимодействия ДОО и СОШ на основе использования развивающих технологий является одной из наиболее перспективных моделей методического сопровождения реализации ФГОС, так как позволяет сконцентрировать все усилия, направленные на преодоление актуальных проблем преемственности системы образования.

2. Общая стратегическая цель проекта:

создание модели методического сопровождения  сетевого взаимодействия педагогических и управленческих кадров учреждений – участников межмуниципального проекта на всех уровнях общего образования.

 Цель проекта:

применение технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС

Задачи проекта:

  • разработать систему по координации деятельности (формы, механизмы, условия и др.) образовательных организаций – участников межмуниципального проекта в условиях сетевого взаимодействия;
  • обеспечить методическое сопровождение по подготовке, апробации и внедрению технологии проблемного диалога в ДОО и СОШ в условиях деятельности образовательных организаций в инновационном режиме;
  • обеспечить методическое сопровождение использования технологии проблемного диалога в ДОО и СОШ, внутренней экспертизе продуктов инновационной деятельности, трансляция и тиражирование инновационного опыта;
  • обеспечить проведение мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций – участников межмуниципального проекта

3. Критерии результативности  проекта:

- количественный рост образовательных организаций, принимающих участие в деятельности межмуниципального проекта;
- количественный рост педагогов, освоивших технологию проблемного диалога;
- расширение взаимодействия педагогов на уровне «дошкольное – начальное образование», «начальное – основное образование», «дошкольное – начальное – основное образование»;
 -расширение спектра мероприятий, событий сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций, освоивших технологию проблемного диалога;
-    степень удовлетворённости педагогов организацией методического сопровождения.

4. Программа реализации проекта: этапы, содержание деятельности

№ п/п

Наименование задачи

Наименование мероприятия

 

Срок реализации

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

 I этап –Подготовительный

1.

составить и апробировать алгоритм действий разработки системы по координации деятельности (формы, механизмы, условия и др.) образовательных организаций – участников межмуниципального проекта

Круглые столы, консультации, семинары, работа ТГ, диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности

В течение учебного года

Программа координации деятельности ОО

2.

провести анализ образовательной ситуации в организациях – участниках межмуниципального проекта

диагностика

Ноябрь-декабрь

результаты диагностики

3.

методическое  сопровождение освоения педагогами технологии проблемного диалога на всех уровнях общего образования

Реализация программ КПК

Семинары-практикумы

В течение года

Корректировка образовательных и учебных программ в соответствии с нормативными документами

II этап –Внедренческий

1

разработать модель методического сопровождения  педагогов образовательных организаций – участников межмуниципального проекта с позиции преемственности и непрерывности на всех уровнях общего образования

Диагностика, тренинги, работа ТГ, программа КПК для участников проекта

В течение года

Вариант модели

2

обеспечить методическое сопровождение по применению технологии проблемного диалога педагогами в ДОО и СОШ

Программа КПК для участников проекта

В соответствии с учебным планом ГЦРО

Методические рекомендации по использованию технологии проблемного диалога в работе педагогов ДОО и СОШ

Картотека приемов создания проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста

3

провести анализ и корректировку в деятельности организаций по реализации проекта.

Промежуточные замеры и корректировка

Январь-февраль

Методические рекомендации

III этап – Аналитический

1.

провести анализ созданной модели методического сопровождения педагогов образовательных организаций – участников межмуниципального проекта с позиции преемственности и непрерывности на всех уровнях общего образования

Анализ продуктов площадки, внешняя экспертиза

сентябрь

Положительные экспертные заключения

2.

провести анализ результатов работы педагогов по освоению технологии проблемного диалога в ДОО и СОШ

Педагогическая диагностика, мониторинг

апрель

Готовность педагогов к реализации ФГОС ОО

Система оценки качества

Мониторинг профессионального роста педагогов

3.

определить перспективы работы в рамках предложенного проекта на основания решения проблем, выявленных в ходе реализации проекта.

Круглый стол, региональный семинар (конференция)

май

Резолюция

Презентация модели методического сопровождения применения  технологии проблемного диалога педагогами ДОО и СОШ в условиях реализации ФГОС

           

5. Условия, необходимые для реализации проекта:

Кадровые (профессиональные кадры), экспертная поддержка проекта, материально-техническое оснащение, финансовая поддержка планируемых  мероприятий.

6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

Системный, научный подход к реализации проекта. Экспертная поддержка со стороны  Государственного образовательного автономного учреждения  Ярославской области Институт развития образования,  ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Учет  качественных   и количественных  показателей   деятельности в рамках реализации проекта; комплексная оценка эффективности межмуниципального проекта; экспертные заключения, степень достижения запланированных результатов, квартальные и годовые отчеты  о ходе реализации  проекта.

7. Предложения по распространению и внедрению  результатов: публикации, диссеминация практического педагогического опыта, поддержка интернет-представительства проекта (сайт ГОУ ЯО ИРО, МОУ ГЦРО), проведение дискуссионных площадок, семинаров, конференций, курсов повышения квалификации, организация стажировочных площадок.

Отчёт  о достижении значений показателей результативности    реализации инновационного проекта образовательными организациями, имеющими статус РИП  2015-2017  гг.